Previous Entry Share Next Entry
Тупые составители олимпиадных задач или у меня мозг по другому работает?
max64ru




Периодически решаем с сыном олимпиады по математике и каждый раз у меня взрывается мозг!!!
Либо условия задачи совсем невменяемые, как на первом фото, либо на них никогда нельзя дать однозначный ответ.
Я думал, что у меня голова как то неправильно работает и даже выкладывал примеры в инстаграмм.




Там читатели разделились на два лагеря: одни говорили, что это бред, другие даже умудрялись выдавать противоречивые ответы.

Апофеозом стала вот эта задача! Просто шедевр я считаю.


Кто сможет дать обоснованный ответ?

Сегодня очередная порция псевдонаучной математики:



К примеру что составители подразумевали под словом "Сплавлялись" в условиях 1 (4)задачи?
Плыли по течению и бухали? Гребли что есть мочи?
в следующей тоже самое? Пароход "сплавлялся" по течению или шел под парами?
Третья (6) совсем повеселила!! Уже в условиях написано что рыбаки рыбачили 2 часа, зачем вообще спрашивать ответ,если они его написали? загадка на находчивость?

Ваше мнение?

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Постоянно хожу на математические олимпиады в качестве жюри-проверяющего, и могу сказать что там все задачи всегда составляются нормально (хотя условия и хитрожопые) - короче там есть много критериев даже на этапе городских!
НО!
Олимпиады по математике сейчас начинаются класса с 7-8, где-то для 5-6 классов мы проводим иногда устные олимпиады с целью как-то подготовить-приучить. Ну то есть ещё в 5-6 классе дети не особо понимают что такое олимпиадные задачки, как их понимать и крутить...
А это не олимпиадные задачи - это просто какая-то хрень.
Есть вон особо одаренные товарищи которые надергали задач из Перельмана (могли хотя бы из Гарднера) и под видом околоолимпиады устроили мероприятие...

Для примера:




Кстати, поглядел внимательно сами задачи - нормальные задачи, условия корректные в общем (хотя это не для олимпиады). Если интересно потом все могу прорешать - не особо сложные все

Значит у меня что то с мозгом((
Прорешай плиз с развернутым ответом, мне интересна логика других людей.

Ну вот про айфон задача - наугад выдернул:

- пусть цена айфона X евро.
- за год каменщик должен был получить (5500 + Х) евро
- проработал он 2/3 года и получил (3060+Х) евро
ну составляем уравнение:
2/3*(5500+X)=(3060+X)
- находим что Х=1820 евро

Всё просто!
НО. Я хз в каком сейчас классе детей учат уравнения составлять, но явно не в третьем. А олимпиады - это умение пользоваться УЖЕ ИМЕЮЩИМИСЯ знаниями (ну то есть задачи на стереомерию или тригонометрию в 8 классе давать не будут)

Ну это если предположить, что ему отдали именно шестой айфон, а не абстрактный телефон. И то тогда правильный ответ будет 1819,(9) ойро.
У меня в инста целый срач был на 53 коммента. Ответов была масса и все разные.

Ну это как "Задача Льва Толстого" (которая про шапку).
Просто ещё раз говорю - много задач решаю разных...
И да, 1819,(9) - это и есть 1820

Что за задача, впервые слышу. Щас погуглю.

Обещали айфон, а выдали же телефон.

Читать задачу Льва Толстого про шапку!
Извечная проблема школьников, которых учат не употреблять одно и то же слово в абзаце два раза, заменяя синонимами!
Сколько синонимов вы можете придумать к слову айфон? Телефон, смартфон, гаджет, устройство для связи, телекоммуникационный девайс, шайтан-кирпич...

Почитал. Оказывается слышал про эту задачу. Грамотно ты соотнес ситуацию.

Олимпиадные задачи на то и олимпиадные. Они должны быть рассчитаны на одаренных детей. И не обязательно уметь составлять уравнения. Я вот давно разучился это делать и делаю это в уме с помощью логических размышлений. Может дольше, может не всегда правильно, но ведь получается.

Ну из собственной практики (сам же бывший олимпиадник) это скорее на умение думать.
Ну то есть большая часть времени в школе тратится на умение решать по шаблонам.
Вот учить грубо говоря олимпиадным - это учить умению за эти шаблоны выходить, используя стандартные методы находить какие-то нестандартные решения. Конечно многие задачи олимпиадные ещё требуют усидчивости-аккуратности, но умения думать в первую очередь.
...
Кстати временной фактор ещё работает - обычно дается ограниченное время на решение. Я вот 7-8 класс где-то за полчаса обычно прорешиваю, а вот боюсь с 11-м классом могу и за отведенные 4 часа не справится - мозг уже сейчас не тот, подзастоялся (((

Так про то и речь. Мне тоже как выпускнику мат.школы и олимпиаднику трудно мыслить шаблонами, поэтому условие задачи кажется с подвохом. А оказывается все проще.

У меня коллега развлекался - постоянно любил приносить задачки такие тоже, которые его дочерям-младшекольницам задают. Большой кабинет, человек 20 инженеров и все ломают голову над задачками для 2-3-го класса, никто не может решить - все ломают головы... так забавно

*Botan mode on*
Вообще все эти угары над условиями задач и всякими зачастую несоответствиями явление частое. Во-первых, задачи составляют люди не всегда квалифицированные - а корректоров на всех не напасешься - посему ляпов много возникает.
Я помню в начале 2000-х ходила целая книжка "Дзен-буддизм для чайников" (ну или типа того название - что-то там про хлопок одной рукой ещё было), где как раз выстёбывались такие условия - в приведенных выше ещё не терминально всё.
Во-вторых, проблема математики в том - что она наука весьма абстрактная - и оперирует абстрактными данными, которые детям не всегда сходу понятны - в итоге приходится вместо алгебраических уравнений сначала палочки и яблоки считать. На одной школьной олимпиаде кажется класса для восьмого была интересная задача про Змея Горыныче которому Иван Царевич головы рубил - на месте одной отрубленной две вырастало. По сути задача была на графы, просто дети к тому время ещё не знают что такое граф - и в общем вот таким образом объяснили. И мне порадовало одно решение, где мальчик первым предложением написал "очевидно - что вырастающие головы - это граф, поэтому дальше будем рассматривать задача как задача на бинарные графы"...Сюда следует ещё отнести умение составлять уравнения - то есть бытовые задачи переводить на язык абстрактной алгебры (обратный процесс)
Короче тема "ну тупые условия" - она в общем не новая, хе-хе!
*Botan mode off*

Задачи про плавсредства:
"сплавлялись" синоним слова "плыли" я думаю - ну типа чтоб разнообразить речь, хе-хе
4) - в озере нет теченя, соответственно определяем собственную скорость байдарки как 15/3=5 км/ч
- река вытекает с собственной скоростью 2 км/ч - скорость движения по реке 5+2=7 км/ч - за 3 часа проплыли 21 км. Время в одно направление 3+3=6 часов
- обратно они движутся против течения - скорость движения: 5-2=3 км/ч. 21 км они прошли за 7 часов.
- обратно по озеру также за 3 часа. Итого 7+3=10 часов.
Общий время похода (непосредственно пребывания в байдарке) 6+10 = 16 часов

5) - Собственная скорость теплохода 13, течение реки 3: по течению скорость движения 13+3=16, против течения 13-3=10.
- Против течения параход шел 16 часов со скоростью 10 км/ч - прошел расстояние 160 км
- По течению со скоростью 16 км/ч 160 км теплоход прошел весь пусть за 10 часов.
- Общее время в пути 16+10=26 часов

6) "Вся рыбалка" имеется в виду "время пребывания в лодке" - от пристани до пристани.
- Скорость движения по течению 6 км/ч
- Они по течению шли 1 час - то есть прошли 6км.
- скорость течения 2 км/ч. За время непосредственно ловли рыбы их снесло на 2*2=4 км
- собственная скорость лодки 6-2=4 км/ч. Скорость движения против течения 4-2= 2км/ч
- обратный путь 6+4=10 км они приодолели за 10/2=5 часов.
Итого вся "рыбалка": 1+2+5=8 часов

Задача про утят:
Вообще их звали Дилли, Билли и Вилли (или Хьюи, Дьюи и Льюи - это если оригинал копать), ну да не суть.

- у одного кубика 6 граней. На раскрашивание одного кубика надо минимум 6*8=48 секунд. Причем поскольку нельзя одновременно красить кубик вдвоем - то 48 секунд это минимальное время для покраски одного кубика
- 7 минут - это 7*60=420 секунд. Один утёнок за 420 секунд можно покрасить 420/48 = 8,75 кубиков - то есть полностью раскрасит 8 кубиков.
- 3 утёнка раскрасят за 7 минут 8*3=24 кубика.
- Неправильный отвёт 26 - это если взять всё время на трёх утят: 420*3=1260 и разделить его на 48 секунд=26,25
26 можно было бы раскрасить при условии что можно одновременно красить только одну грань, но два утенка могут одновременно красить один кубик (с разных сторон например).


Я не смог эту задачу решить поскольку не знаю кто-такие эти Дилли и Шпилии и что значит красить кубик одним "утенком" (что это -интрумент?) опять замена синонимами утенка на ребенка. Это недопустимо с моей точки зрения. Должно быть четкой однозначно понятное условие.

Продолжение - в комменты ограничение на число символов:

Задача про Коробки
- если в коробке лежат другие коробки - то обязательно в количестве 7.
- Мы знает что в 7 больших обязательно заполнены. То есть в каждой из 7 лежат ещё по 7. То есть в 7 больших лежат ещё 49 коробок поменьше.
Таким образом понятно - что в 7 коробках лежат другие коробки.
всего коробок 105: 7 больших, 49 средних, стало быть маленьких 105-7-49=49
49=7*7 (число маленьких коробок внутри средни равно семи). То есть получаем, что в 7 средних коробках лежат 49 маленьких. Ещё имеем 7 коробок заполненных чем-то.
Итого 7+7=14 - в стольки лежат другие коробки

Вежливая фирма
ну тут феерия тупизма в условии. Во-первых "в течении месяца" - они интересно без выходных работали или с выходными всё-таки. Судя по тому, что говорят "в конце августа" - имеется в виду что в месяце 31 день.
дальше - обязательно приветствовал коллегу (то есть кого-то другого) а может быть ещё и себя - ну то есть хз. То есть может два раза приветствовал, может один.
Ладно считаем - что в день только один раз говорил "здрасти" - то ли себе, то ли коллеге и работали без выходных - 31 день (август же).
Что в итоге. Всего в конторе Х сотрудников, которые сказали Х*31 раз "здрасти"
Шефу сказали 406 раз здрасти, остальным (Х-1) сотрудникам сказали по два раза здрасти то есть (Х-1)*2 раза "здрасти". то есть выходит такое уравнение:
Х*31=406+2*(Х-1) Х*29=404 ... и хер там - нацело не делится.
Потому что составитель задачи объебался либо директора не учел отдельно, либо ещё где-то напутал... короче по логике приведенной выше чтоб получилось 14 сотрудников директор должен был получить таки 408 здрасти - тогда бы нацело делились... но вот хер там.
Плохая задача, очень плохая!

И да, прорешав - вердикт:
на олимпиадную здесь более менее тянет только про утят и кубики (она чутка хитрая - с подвохом) - остальные хрень!


Edited at 2016-02-25 04:50 pm (UTC)

СПС за решения, завтра проверю и поставлю тебе оценку)) Сегодня уже загрузил мозг дегустацией подарочного виски))

> Мы знает что в 7 больших обязательно заполнены.

Читаем внимательно условия: «в некоторых из них…»

Edited at 2016-02-25 07:27 pm (UTC)

Вообще да - правильное дополнение (ответ не меняется - решение сейчас придумал более общее).
- Больших коробок у нас 7 штук (это по условию)
- В некоторых из больших лежат средние - предположим их Х.
- Х - это число коробок в которых лежит хоть что-то
- Мы знаем, что если в большой коробке лежат среднии, то обязательно 7 штук.
- Всего средних 7*Х штук
- В некоторых средних лежат маленькие коробки. Предположим Y штук
- Y - это число коробок, в которых лежит хоть что-то
- Мы знаем, что если в средней лежат маленькие, то обязательно по 7 штук.
- Всего маленьких 7*Y штук
- Общее число коробок - 105 штук.
- составляем уравнение: 105=7+7*X+7*Y
после приведение-сокращения X+Y=14
...
X=Y=7 стало быть частный случай... ну хе-хе, поторопился...
более правильно 1<X,Y<13, что впрочем на правильный ответ не влияет.

Edited at 2016-02-25 09:27 pm (UTC)

Вот хоть тут ты со мной согласен- полная хрень!

В общем тебе 5+ за ответы))) Приходи с дневником!

В общем Елкис все написал верно... Все задачи, кроме той, что про директора, вполне адекватны! На то они и олимпиады, чтобы их не всякий мог решить.

Тебе, как наполовину американскому школьнику виднее))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account